Уважаемые пациенты! В клинике Гранти-Мед на пр. Ветеранов, 147Б для вас и ваших детей работает замечательный специалист по медицинскому массажу и ЛФК, сертифицированный специалист в области реабилитации, Овсепян Арам Ашотович. Наши пациенты часто благодарят Арама Ашотовича за деликатность, чуткие руки, высокий профессионализм и искреннюю увлеченность своей работой. Мы попросили Арама Ашотовича рассказать подробнее, в чем секрет эффективности его массажа.
- Арам Ашотович, вы - не только медицинский брат по массажу и ЛФК, вы также сертифицированный специалист в области реабилитации. Расскажите подробнее о вашем пути становления как специалиста высокой квалификации именно в реабилитации пациентов.
- Я с момента окончания медицинского училища понимал, чем хочу заниматься в жизни: я хотел заниматься именно реабилитацией. Но в то же время отдавал себе отчет, что, не имея опыта - как медицинского, так и жизненного, - я стану никудышным специалистом. Я понимал, что прежде чем реабилитировать людей, исцелять их, мне нужно сначала набраться опыта и практических знаний. Поэтому сразу после училища я устроился на работу в реанимацию при городской больнице в Москве, а далее около пяти лет работал в реанимациях различного профиля. Работа была очень интенсивной, приходилось иметь дело с различными случаями: кроме общей хирургии и реанимации, привозили пациентов по скорой с переохлаждением, белой горячкой, передозировкой алкоголя или запрещенных веществ, сочетанной травмой, почечной недостаточностью, обострением сахарного диабета, нефрологией…
Параллельно я работал в процедурном кабинете частной клиники, набивал руку – брал анализы. Там я научился работать с детками. А кроме того, периодически «врачевал» на соревнованиях: оказывал первую помощь спортсменам на соревнованиях по смешанным единоборствам.
После реанимации я перешел работать в травматологию, где в основном практиковал десмургию – науку о наложении повязок, которую я люблю с медицинского училища. Там я набрался опыта работы с травматологическими пациентами, преимущественно имел дело с травмами конечностей, но были также случаи травм позвоночника. Работал я и в неврологическом отделении, где лежали люди после инсульта, хотя в основной массе там проходили реабилитацию пациенты с рассеянным склерозом.
Отдельно хочу рассказать о работе в детском хосписе, где пациенты у меня были самые разные: и недоношенные дети, и переношенные, и с болезнью Дюшенна – страшная, загадочная генетическая болезнь, при которой поражаются абсолютно все мышцы, и бывает такое, что первые проявления болезни начинались где-то в 3-5 летнем возрасте. Со всяким приходилось сталкиваться.
После ковида я ушел из неврологии и получил одновременно два диплома: массажиста и анестезиста, стал практиковать и как анестезист в операционной, и как массажист в фитнес-клубе. Однако анестезистом я проработал недолго, решив полностью сосредоточиться на реабилитации.
Вскоре меня пригласили работать в крупный московский Федеральный реабилитационный центр для детей и подростков. Помимо ведения группы ЛФК, там на меня возложили большую ответственность – индивидуальные занятия ЛФК с маленькими пациентами, имеющими отклонения или задержки в развитии. Это было трудно, но очень интересно! Самое главное – это не ожидать ничего от ученика и пациента, а просто делать что нужно, заниматься с ним, показывать ему необходимые упражнения. Особенно приятно видеть, когда занятия приносят ощутимую пользу, например, когда после нескольких сеансов ЛФК ребенок с аутизмом самостоятельно, без помощи и напоминания повторяет движения, которые я ему показывал. Это воспринимается как неожиданная, но классная победа! В один из таких моментов пришло осознание: все, я на своем месте!
- А сейчас вы занимаетесь исключительно медицинским массажем, или параллельно совмещаете массаж с другой деятельностью?
- Я хочу быть именно массажистом, это то, что мне по-настоящему нравится! И конечно, в массаже я также применяю знания по ЛФК и реабилитации.
- А что такое элементы ЛФК в массаже?
- ЛФК – это когда я не только делаю пациентам массаж, разминая, как пластилин, разогревая их, но также говорю, что им нужно что-то сделать. То есть это своего рода небольшая физкультура. Я показываю, что человеку нужно сделать, и не важно, с каким вопросом он ко мне пришел – у меня всегда есть какие-то упражнения именно для него.
Рекомендую небольшую растяжку, если это возможно. Другими словами, учитывая дифференцированный подход, я даю какие-то рекомендации, домашнее задание. И если пациент его выполняет, то нередко уже через пару дней он приходит с благодарностью.
- Что касается реабилитации, тут польза массажа очевидна. Но способен ли массаж предупредить какие-либо заболевания? И как часто надо посещать сеансы массажа именно с профилактической целью?
- На самом деле, массаж – это очень хорошее подспорье для профилактики. Потому что самое легкое лечение – это профилактика. Недаром у китайских врачей есть такая поговорка: приходите ко мне тогда, когда вы здоровы. На ранних стадиях можно многое выявить и сделать все для предупреждения серьезных последствий.
Курс массажа из 5, 7 или 10 сеансов – это очень хороший рывок для здоровья, но после него рекомендуется здоровье поддерживать благодаря периодическим визитам на массаж – примерно раз в неделю или десять дней. Это и выгодно по финансам, и очень полезно для здоровья. Ведь здоровьем нужно заниматься регулярно.
- Известно, что массаж необходим всем детям без исключения. Арам Ашотович, вам много приходилось работать с детьми разного возраста и состояния здоровья. Расскажите, какие проблемы позволяет предупредить массаж в раннем возрасте?
- Одна из самых распространенных проблем – это гипертонус. Дело в том, что уже с самого рождения, и даже до рождения, пока малыш еще в животе у мамы, закладывается, правшой будет ребенок или левшой. Но мы это видим зачастую уже только тогда, когда ребенок, например, начинает ползать: правша правую ножку будет ставить на стопу, перенапрягать эту сторону, поэтому у него будет небольшой перекос. Соответственно, нужно стимулировать левую сторону, а правую расслаблять. Задача ускоренного развития одной из сторон успешно решается с помощью массажа и ЛФК. Сразу после массажа, пока ребенок чем-то занят, я делаю с ним подводящие упражнения, провожу несколько приемов по ЛФК. После проведенного курса у ребенка происходит выравнивание, он начинает ползать, приподниматься и присаживаться, как полагается.
Также часто встречается односторонний гипертонус в шее, он так и называется – «кривошея», с этим вопросом мамочки обращаются особенно часто.
- Мамы отмечают, что младенцы редко плачут на ваших сеансах массажа. В чем секрет вашего подхода к детям?
- Когда я делаю массаж грудному ребенку, главное – я не спорю с ним и не пытаюсь договориться. Он все равно будет делать свое – пытаться переворачиваться, смотреть в одну сторону, потом в другую, потом потянется поиграть с игрушкой… Если я буду реагировать на каждое его движение и пытаться оставить в том положении, которое мне нужно по плану, он попросту расплачется.
Благодаря пониманию детей я осознаю, в какой момент лучше всего выполнять те или иные действия, ведь когда ребенок находится в определенном положении, у него хорошо напрягается одна группа мышц и при этом расслаблена другая. Понимаю, в какой момент я могу поработать с его ножками, а в какой с ручками. Могу подержать его на руках, постоять с ним у окна – пока он будет смотреть, как там машины ездят, люди ходят или птички летают, я ему в этот момент спинку помассирую.
Благодаря такому отношению мои маленькие пациенты плачут очень редко.
Бывает, что в какой-то день ребенок не в настроении, или у него живот болит - не дает сделать массаж, сопротивляется, начинает плакать. Тогда я не буду делать массаж насильно - просто поглажу малыша, незаметно для него сделаю какие-либо упражнения. В таких случаях я готов предоставить родителям дополнительный бесплатный визит, потому что мне важно все сделать как надо.
- Вам больше нравится работать с детьми или взрослыми?
- Мне совершенно непринципиально, кто из моей аудитории будет посещать мой массаж. Я в принципе очень люблю делать массаж! Неважно, детям или взрослым, я готов помочь каждому. При этом хочется отметить, что самая благодарная категория пациентов – это дети до 10 лет и пожилые люди.
- А лечебный массаж обязательно должен быть болезненным?
- Нет, это предрассудки, массаж не должен быть слишком жестким. Хотя я понимаю, что во время массажа может быть больно. Например, если у пациента гипертонус под лопаткой или в другом месте, то конечно будет больно, когда массажист прикоснется к этой мышце, придется немного потерпеть. Но не до такой степени, чтобы боль была ярко выраженной, невыносимой. Я убежден, что массаж не должен идти «на высоком пульсе», ведь это гораздо серьезнее влияет на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, чем мы думаем. Мы и так ежедневно испытываем стресс, зачем добавлять лишнюю нагрузку? Совсем не нужно, чтобы пациенты боялись массажа. В то же время я не глажу пациентов как котик лапкой, я прикладываю усилия, у меня хороший, действенный массаж.
- Расскажите, пожалуйста, какие техники массажа вы практикуете?
- Мне часто задают подобный вопрос. Действительно, есть разные техники массажа: общий массаж, лимфодренажный, антицеллюлитный, спортивный, баночный, точечный, акупунктурный и так далее. Честно говоря, я применяю абсолютно все эти техники, но комплексно, сбалансированно. На мой взгляд, массаж должен быть гармоничным, и гармония заключается в том, чтобы включать приемы общего, лимфодренажного, спортивного, баночного или любого другого инструментального массажа в один сеанс, если в этом есть необходимость. Например, если ко мне придет пациент, у которого отечные руки, или только одна рука отечная, то на ней я ему сделаю лимфодренажный массаж, чтобы убрать отек, а вторая рука будет на общем массаже. (Понятное дело, прежде всего сбор анамнеза: надо сначала разобраться, по какой причине рука отечная: ведь если это не лимфостаз, а, например, инфекция, то массажем в этом случае можно усугубить ситуацию.) На теле сделаю тоже общий массаж, может быть пройдусь баночками. Если это женщина, я дополнительно сделаю приятный антицеллюлитный массаж. Если найду спазм на спине или в ногах, то там уже будут элементы или спортивного, или точечного массажа, в зависимости от того, насколько большой этот спазм. Бывает такое, что достаточно просто нажать триггерные точки, и человеку уже становится легче. Но с точечным массажем надо быть аккуратнее: если человек здоров и массажист насчет играться с триггерными точками, то он рискует навредить.
- Арам Ашотович, и финальный вопрос: требуется ли какая-то подготовка к сеансу массажа? И есть ли рекомендации по приему пищи и воды до и после массажа?
Да, конечно. Попить немного воды можно, но прием пищи должен быть за час – два перед сеансом, причем детей это тоже касается, даже грудных. Если ребенка покормить минут за 15 или даже 30 перед массажем, он стопроцентно срыгнет, такое уже бывало.
Также я рекомендую людям перед началом сеанса посетить туалетную комнату, поскольку массаж, особенно если это массаж нижних конечностей или всего тела, лимфодренажный или антицеллюлитный, хорошо разгоняет лимфу и способствует выходу жидкости из организма через почки. Поэтому после массажа, как правило, у человека есть потребность посетить туалет.
После окончания сеанса массажа в холодное время года не следует выходить на улицу в течение получаса, рекомендуется посидеть в теплом помещении, так как массаж хорошо разогревает. Если в таком состоянии человек выйдет на холодный воздух, то высока вероятность заболеть.
По употреблению воды или еды после массажа никаких ограничений нет.